Игры и игровые упражнения направленные для развития фонематического слуха и восприятия

От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Почему необходимо обращать внимание на эту тему? Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе.
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
1. Упражнение № 1 «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так Ток – тук – так Бык – бак – бок Дам – дом – дым Ком – дом – гном Тыква – будка – буква Моток – каток – поток
Очень полезны упражнения, где детям дают задания:
воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па То – та – ту Ты – та – то
Па – ба По – бо Пу – бу
2. Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
3. Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
А вот, что на Т вы сумеете назвать?
(Стихотворение Л.Куклина)
А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.
4. Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука ; вторую – звук в середине слова; третью – звук в конце слова.
5. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.
6. Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.
7. Игра «Соберём слова».
- Назови овощ на гласный звук;
- Назови птицу на звук В;
- Назови фрукт на звук Г;
- Назови игрушку на звук С;
- Назови мебель на твёрдый согласный звук;
- Назови дерево на мягкий согласный звук;
- Назови цветок на звук К;
- Назови животное на звук Бь.
8. «Замени звук».
Замените звук /С/ на звук /Ш/:
Сайка, сутки, стуки, скала, стопор, споры, стык, срам, сок, стиль,
морс, вас, нас, мыс, плюс, палас.
9. «Вставь звук».
Вставьте в слово, которое я назову, звук /Р/. Он должен быть вторым по порядку. Например, кот - крот, мак - мрак.
Пуд, сок, кот, мак, бак, бык, кошка, койка, битва, банный, тон.
А теперь вторым в слове должен быть звук /Л/.
Газ, бок, пан, пот, сон.
Я буду вперемешку называть слова то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.