Пути повышения эффективности проведения утренней гимнастики в детском саду
Через внедрение в работу детского сада программы Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и оздоравливания детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Развитие человека и степень его полезности обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни начинается деятельность по закладке фундамента здоровья. Этот процесс имеет свое начало еще до рождения и продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровья родных, собственного поведения и отношения к здоровью, образа жизни, наследственности, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов.
Сегодня нет необходимости кого-либо убеждать в актуальности проблемы здоровья детей. Не случайно стратегическим направлением государственной политики является поддержка и сохранение здоровья детей и взрослых.
В течение трех лет за период с 2008по 2011 год МДОУ детский сад №50 вел мониторинг состояния здоровья детей, развития их физического потенциала. Анализ материалов диагностики дал следующие результаты:
- количество детей первой группы здоровья уменьшилось на 16%
- количество детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате увеличилось на 3,3%
- уменьшился показатель прироста физических качеств на 8%
- увеличилось количество дней пропущенных одним ребенком по болезни на 0,5 единицы
- повысилась степень тревожности и агрессивности
- нарушена эмоциональная связь в системе ребенок-родитель
- преобладает казенно-формальный характер отношений между воспитателем и детьми
Негативная сторона ухудшения здоровья детей систематически находилась в поле зрения педагогов и медиков детского сада, обсуждалась на педагогических совещаниях, родительских собраниях. Более того, коллектив МДОУ всегда находился в процессе поиска и апробации новых, нетрадиционных путей оздоравливания детей и тем не менее ситуация не изменялась. Со всей очевидностью вставал вопрос о разработке новых идей, которые легли бы в основу физкультурно-оздоровительной работы детского сада. Для реализации и создания данной концепции необходимо было соблюсти ряд требований, одним из которых было: заложить в основу работы такие программы и технологии, которые явились бы для участников педагогического процесса комплексной педагогикой жизни: оздоравливали, воспитывали, развивали, обучали.
Все программы государственного стандарта базируют свои разработки на устоявшихся представлениях о физическом воспитании детей дошкольного возраста, и лишь одна из них «Театр физического развития и оздоравливания детей дошкольного и младшего школьного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Н.Н.Ефименко принципиально отличается от программ других авторов. После знакомства с программой и автором коллектив МДОУ детского сад приступил к кропотливой работе по ее апробированию и внедрению в работу детского сада. Следуя рекомендациям автора, педагоги начали свою работу по внедрению авторского стиля с малых форм: гимнастики пробуждения, забавных физкультуринок, физминуток, физкультурных развлечений.
Гимнастика пробуждения проводится, как и обыкновенная утренняя гимнастика ежедневно перед завтраком на основе авторской методической лестницы: от упражнений, выполненных из И.П. – лежа на спине до бега и прыжков. Комплексы для гимнастики пробуждения разучиваются при проведении физкультурных занятий. В них учитываются
все 7 золотых формул и 10 педагогических заповедей, на которых собственно и строится вся система Н.Н.Ефименко. Например: первая золотая формула «От положения лежа – к положению сидя, стоя и далее к бегу и прыжкам». Если увлекаться в детском саду бегом, прыжками – функциональными, ударно - сотрясающими движениями – в раннем возрасте, на асфальте, после сна, в первой части занятия, при проведении гимнастики пробуждения, то негативные последствия неизбежны: усиливаются, усугубляются и прогрессируют патологические кривизны позвоночника, уплощаются, утончаются, разможживаются диски, что приводит к снижению защитной функции позвоночника.
При беге и прыжках до 5 лет стопа не гасит ударно - сотрясающего воздействия, т.к. у детей всей земли до 5 лет имеет место физиологическое плоскостопие. В результате чего воздействие через позвоночник передается в головной мозг, вызывая его множественные микро сотрясения.
Для проведения гимнастики пробуждения, по рекомендации автора, мы избрали следующие методические стили:
- валявность, кошачий стиль (пластичность, плавность)
- феномен старта ракеты (после гимнастики хочется не отдохнуть, а взлететь)
Цель гимнастики пробуждения: создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы перейти из состояния сна к состоянию оптимальной психофизической готовности.
Самым высоким и сложным движением в гимнастике пробуждения в нашем детском саду стал легкий стелящийся бег, который хорошо развивает ребенка, но не изнашивает позвоночных структур. Коллектив детского сада научился понимать, что важна не спортивизация детей, а их оздоравливание, физическое развитие. Чтобы ограничить скорость бега и смягчить ударно - сотрясающее воздействие бега на позвоночник были использованы следующие методические приемы:
- педагог возглавляет колонну детей и задает необходимый темп бега
- использование грамотного музыкального сопровождения
- использование нестандартных видов бега: приставной шаг, скресный шаг и пр.
- бег по заданному маршруту (противоход, змейка и т.д.)
- бег в колонну по 1, но держась за веревку, за руки и пр.
В гимнастике пробуждения используется масса интересных, перспективных методических направлений:
- с элементами эротической культуры (воспитание мужественности у мальчиков, женственности у девочек )
- мир профессий – ознакомление с будущими профессиями
- с элементами массажа и самомассажа
- с элементами экологической культуры и пр.
Частоту сменяемости комплекса гимнастики пробуждения устанавливает сам педагог. Это зависит от: восприятия детьми предыдущего комплекса, собственного потенциала.
Исходя из 5 Золотой формулы автора, любое упражнение мы начинали из позы эмбриона, группировки, закрытого бутона с последующим выпрямлением, разгибанием, разведением, выпрямлением, используя игровые сравнения: снежные комочки, мячики, колобки, камешки, яблочки и пр.
Во время проведения гимнастики пробуждения строго запрещено:
- спрыгивание в глубину
- все виды прыжков
- бег с высокой фазой полета
Нет!!! Стойкам на голове, кувыркам, «березкам»! может травмироваться позвонки шейного отдела (60% детей уже имеют эту травму при рождении)
Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Селецкая Л.А.