Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50 «Незабудка» муниципального образования город Новороссийск
МБДОУ №50 "Незабудка" г.Новороссийск
353921 г.Новороссийск, ул.Герцена, 19
+7 (8617) 26-22-87
MDOY-50nezabudka@yandex.ru

Меню

Responsive image

Напишите нам

Игры и игровые упражнения направленные для развития фонематического слуха и восприятия

Игры и игровые упражнения направленные для  развития фонематического слуха и восприятия

От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.

Почему необходимо обращать внимание на эту тему? Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе.        

Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.

1. Упражнение № 1 «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так            Ток – тук – так                  Бык – бак – бок            Дам – дом – дым Ком – дом – гном         Тыква – будка – буква     Моток – каток – поток

Очень полезны упражнения, где детям дают задания:

воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па               То – та – ту               Ты – та – то

Па – ба                       По – бо                      Пу – бу

2. Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …

3.  Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

А вот, что на Т вы сумеете назвать?

(Стихотворение Л.Куклина)

А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.

4. Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука ; вторую – звук  в середине слова; третью – звук  в конце слова.

5. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.

6. Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.

7. Игра «Соберём слова».

- Назови овощ на гласный звук;

- Назови птицу на звук В;

- Назови фрукт на звук Г;

- Назови игрушку на звук С;

- Назови мебель на твёрдый согласный звук;

- Назови дерево на мягкий согласный звук;

- Назови цветок на звук К;

- Назови животное на звук Бь.

8.  «Замени звук».

Замените звук /С/ на звук /Ш/:

Сайка, сутки, стуки, скала, стопор, споры, стык, срам, сок, стиль,

морс, вас, нас, мыс, плюс, палас.

9.  «Вставь звук».

Вставьте в слово, которое я назову, звук /Р/. Он должен быть вторым по порядку. Например, кот - крот, мак - мрак.

Пуд, сок, кот, мак, бак, бык, кошка, койка, битва, банный, тон.

А теперь вторым в слове должен быть звук /Л/.

Газ, бок, пан, пот, сон.

Я буду вперемешку называть слова то из одной группы, то из другой, а вы  сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

Опубликованно: 18 Апреля 2022 14:37
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Анонимный опрос