Адаптация к детскому саду, как это бывает?

«Мама, я пойду в детский сад!?» Как правило, если эту фразу произнести с разным настроением, то и звучать она будет по-разному. Так и в жизни, радость от получения долгожданной «путёвки» ребёнку в детский сад может смениться некоторыми сомнениями и тревожностью: как Вашего малыша встретят в детском саду? Хорошо ли ему там будет? Как долго будет проходить адаптация к детскому саду?
Обычно под адаптацией понимают процесс вхождения в новую среду и приспособления к её условиям.
Адаптация – это не просто процесс привыкания ребёнка к детскому саду, но и выработка умений и навыков повседневной жизни.
Продолжительность адаптации зависит от разных причин:
- от возраста ребёнка и особенностей его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от степени контраста между домашней обстановкой и условиями дошкольного учреждения;
- от несовпадения родительских требований и требований воспитателей детского сада.
Период адаптации у детей может сопровождаться разными негативными поведенческими реакциями: упрямством, грубостью, дерзостью, ленью и враньём.
Упрямство возникает:
- из-за перевозбуждения нервной системы ребенка: переутомлением, сильными эмоциями;
- из-за стремления к независимости и самостоятельности: неумелые попытки проявить свою волю;
- из-за балованности детей – это привычная форма их поведения;
- как форма протеста против подавления самостоятельности ребёнка и его инициативы взрослыми.
Дерзость и грубость, неуважение к взрослым возникает:
- если ребёнок видит отсутствие у взрослого уважения к нему;
- как реакция на несправедливое и грубое обвинение ребенка во лжи, или каком-нибудь проступке;
- из-за недостаточного развития воли и умения владеть собой;
- из-за переутомления от однообразной деятельности.
Лживость возникает:
- из-за страха наказания или болезни;
- из-за желания привлечь к себе внимание, хвастливости.
Лень возникает:
- вследствие неразумного воспитания родителями: стремления уберечь ребёнка от лишнего труда. (Родителям проще сделать всё самим, чем ждать пока это сделает ребенок).
Приходя в незнакомое место, вынужденно общаясь с чужими людьми, ребёнку часто плохо и некомфортно.
Родителям необходимо знать, как облегчить поступление ребёнка в детский сад, как помочь ребёнку и заранее приучить его к мысли о детском саде и необходимости ходить в него.
Дети впитывают информацию, которую им преподносят родители, поэтому первые слова взрослых о детском саде имеют важное значение для ребёнка. Родители должны чётко понимать, что в детском саду всё устроено для ребёнка: здесь они общаются с ровесниками; получая необходимый опыт общения. Воспитатели детского сада дают детям знания и навыки, необходимые для всестороннего развития малыша, готовят дошколят к школе. В период адаптации очень важно, чтобы родители и воспитатели действовали согласованно, соблюдали одинаковый подход к ребёнку в семье и в детском саду.
Для облегчения протекания процесса адаптации необходимо создание такой обстановки, когда у ребёнка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. В период адаптации родители могут помочь своему малышу:
- Учить ребёнка общаться, знакомиться с детьми и воспитателями, объяснять и стараться не вызывать страх перед незнакомыми людьми, обращая внимание на их действия и поступки, вырабатывая положительное отношение к воспитателям.
- Устраивать совместные игры с ребёнком
- Развивать подражательность в действиях ребёнка: «Полетаем, как пчёлки»
- Учить обращаться с просьбой к другому человеку, делиться игрушкой, пожалеть другого ребёнка.
- Ни в коем случае не допускать высказываний, в том числе и сожалений в том, что пришлось отдавать ребёнка в детский сад
- Учить ребёнка обслуживать себя и поощрять его попытки делать это самостоятельно.
- Родители должны высказывать свою гордость, что их малыш уже ходит в детский сад.
- Не делать из предстоящего события проблему.
- Ребёнок может приходить в группу со своей любимой игрушкой, так ему будет спокойнее.
- Очень важно, чтобы родители и воспитатели действовали согласованно, предъявляя одинаковые требования к ребёнку как дома, так и в саду.
Таким образом, положительные эмоции и настрой самих родителей, их уверенность в возможностях своего ребёнка могут сыграть большую роль в адаптации ребёнка в детском саду.
Воспитатели, в целях оптимизации процесса адаптации стараются использовать в своей
работе следующие вспомогательные мероприятия, направленные на регуляцию процесса
адаптации ребёнка: телесная терапия (взять на руки, обнять, погладить), сон с игрушками,
укачивание и пение колыбельных, использование игровых методов во взаимодействии с
ребёнком, создание позитивной установки на все предстоящие режимные моменты, предварительно обговаривая их.
Каждый ребёнок уникален и не похож на других детей и имеет право развиваться в собственном темпе и по своей траектории. Обстановка в группах детского сада максимально приближена к домашней. Каждая семья своеобразна, у каждого ребёнка свой социальный опыт, и мы это признаём и уважаем, т.к. всё это создаёт неповторимую образовательную и воспитательную среду, где каждый ребёнок получает опыт общения и важные знания.
Образовательная программа нашего детского сада ориентирована на получение детьми жизненных навыков, необходимых в современном динамично развивающемся обществе.
А главное, наш детский сад всегда стремится быть тем местом, где дети счастливо и весело проводят радостные моменты своего детства.
Статью подготовила Чубукова Н.А.